Промышленная безопасность
Мои статьи
     С 01 сентября 2024 года, вступили в силу изменения в Постановление правительства от 18 декабря 2020 года № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
     С сентября 2024 года, введены в действие изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ.
Поступление информации о трёх и более инцидентах в Ростехнадзор, произошедших на ОПО в течение года, рассматривается как основание для проведения проверки
За отсутствие экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзор может приостановить работу на ОПО.
Отчет о производственном контроле за 2024 год в Ростехнадзор необходимо сдать до 1 апреля 2025 года

Федеральный закон № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - разъяснения, косяки, проблемы. История и предпосылки создания.

С 20 января 2025 года вступили в силу изменения
25.12.2024 г. Ростехнадзором издан Приказ № 426 об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц».
У организаций, эксплуатирующим опасные производственные объекты любого класса опасности осталась единственная форма взаимодействия с Ростехнадзором - это сдача отчета о производственном контроле.
22.02.2025 года вступает в силу Приказ Ростехнадзора от 29.01.2025 №30 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра».
Ростехнадзор продлил действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах" до 1 марта 2025 г.

Неоднозначный ответ Ростехнадзора по численности работников организации, эксплуатирующей̆ опасный̆ производственный̆ объект

Ростехнадзор предупреждает о вступлении в силу с 1 марта 2025 года нормативных правовых актов, совершенствующих порядок осуществления полномочий Ростехнадзора и изменяющих отдельные обязательные требования.

Изменения вносятся в Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 № 13. Наиболее важных изменений семь.
Ростехнадзором дан непонятный ответ, противоречащий действующему законодательству по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

Производственный контроль по-новому


С 01 сентября 2024 года, вступили в силу изменения в Постановление правительства от 18 декабря 2020 года № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
Разберем изменения, по отдельности:
- нужно будет переработать «Положение о ПК в организации» (пункт 4), так как там необходимо указывать еще права и обязанности работников, осуществляющих производственный контроль и порядок документирования, хранения информации о состоянии промышленной безопасности в организации;
- добавятся задачи производственного контроля (пункт 8) - контроль за соблюдением требований, содержащихся в обосновании безопасности опасного производственного объекта (при его наличии), а также контроль за соблюдением требований локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности;
- приведут в соответствие с п. 7 Постановления, все дальнейшие пункты Постановления в части того, что лицо, ответственное за осуществление производственного контроля это одно лицо, а не несколько;
- добавлены обязанности лиц, осуществляющих производственный контроль (п. 14) и указаны их права (п. 16);
- для лица, ответственного за осуществление производственного контроля, и работников, осуществляющий производственный контроль добавили новые права (п. 16):
з) контролировать готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте работников эксплуатирующей организации, ее собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных из числа работников эксплуатирующей организации, а также состояние систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
и) контролировать полноту и актуальность информации о состоянии промышленной безопасности в информационных системах эксплуатирующей организации, требования к которым
к) контролировать организацию безопасной эксплуатации зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
- добавили пункт с мероприятиями, которые обеспечивает лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, обеспечивает организацию (п. 13_1);
- в пункте 14 поменяли обязанности, лица, ответственного за осуществление производственного контроля, на обязанности работников, осуществляющий производственный контроль;
- в пункте 15 аналогично поменяли обеспечение контроля, лица, ответственного за осуществление производственного контроля, на обеспечение контроля работниками, осуществляющими производственный контроль.
В целом данные изменения давно требовались, чтобы привести противоречия внутри одного нормативного документа в соответствие.

Государство ужесточило сроки проведения экспертизы ПБ технических устройств


С сентября 2024 года, введены в действие изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ. Среди наиболее важных изменений, требование о том, что при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности если фактический срок его службы превышает 10 лет, а не 20 лет, как в было ранее.
За этим следует, что руководителям служб ПК, ответственным за производственный контроль, необходимо сделать проверку своих технических устройств с не назначенным сроком службы и если срок службы технических устройств превышает 10 лет срочно провести экспертизу ПБ. Иначе техническое устройство будет эксплуатироваться без экспертизы ПБ. Данное обстоятельство имеет прямой запрет на эксплуатацию технического устройства, например подъемные сооружения и оборудование, работающее под давлением. Тут возникает проблема на крупных предприятиях, где бюджет формируется до начала текущего года и расходы на проведение таких экспертиз не предусмотрены бюджетом.
Основные проблемы для всех организаций, эксплуатирующих ОПО, могут возникнуть, когда они будут формировать отчет по производственному контролю за 2024 год и сдавать его в Ростехнадзор до 1 апреля 2025 года. Если в отчете не будет данных о проведении экспертизы ПБ технических устройств срок эксплуатации которых превышает 10 лет, то могут возникнуть проблемы с Ростехнадзором в виде внеплановой проверки, выдачи предписания, штрафов или даже простановки эксплуатации технических устройств.

Внимание руководителей, эксплуатирующих опасные производственные объекты!!!! Поступление информации о трёх и более инцидентах в Ростехнадзор, произошедших на ОПО в течение года, рассматривается как основание для проведения проверки


Если в адрес Ростехнадзора поступает три оперативных сообщения об инцидентах на опасном производственном объекте в течении одного календарного года это является основанием для проведения внеплановой проверке ОПО.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 23 ноября 2021 г. № 397«Об утверждении перечня индикаторов риска в области промышленной безопасности» информация о трёх и более инцидентах, произошедших на ОПО в течении одного календарного года, является индикатором риска и основанием для проведения проверочных мероприятий.
Так на этом основании Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) была проведена внеплановая проверка на опасном производственном объекте III класса «Участок трубопроводов теплосети г. Иваново» ПАО «Т Плюс» (новости Ростехнадзора ссылка/
Из этого следует, что руководителям организаций необходимо внимательней относиться к информации направляемой в Ростехнадзор, потому что понятие инцидента, указанное в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997г., имеет очень неоднозначную и размытую формулировку.
Также напомню какие еще индикаторы риска существуют в Приказе № 397 Ростехнадзора:
- Наличие в акте технического расследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, эксплуатируемом юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в случае если такое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), эксплуатирует опасные производственные объекты III, IV классов опасности, отнесенные к категории опасных производственных объектов по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты аварии).
- Отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица (индивидуального предпринимателя) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов таким юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) опасного производственного объекта, деятельность по 4. Наличие сведений об опасном производственном объекте III, IV класса опасности в государственном реестре опасных производственных объектов по истечении 2 лет с даты внесения сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности об экспертизе промышленной безопасности, проведенной в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта (при условии, что в отношении опасного производственного объекта не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты внесения сведений об экспертизе в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности).
- Исключение сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем опасный производственный объект III, IV класса опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре опасных производственных объектов, из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
- Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем срок дальнейшей безопасной эксплуатации технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте III или IV класса опасности, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства по истечении года после установленного срока его эксплуатации (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
- Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на опасном производственном объекте III или IV класса опасности требованиям промышленной безопасности, либо сведений о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности заключения, содержащего вывод о несоответствии такого здания или сооружения требованиям промышленной безопасности (при условии, что в течение указанного года в отношении объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
- Факт выдачи экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности в отношении объекта экспертизы заказчика, при наличии в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, выданном указанным экспертом в отношении иных объектов экспертизы этого заказчика в течение двух лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности (для опасных производственных объектов III или IV класса опасности, при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия после выдачи заключения экспертизы, признанного заведомо ложным).
- Не поступление в территориальный орган Ростехнадзора от юридического лица (индивидуального предпринимателя), эксплуатирующего опасный производственный объект III или IV класса опасности, заявления о внесении изменений в сведения об указанном объекте, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, по истечении двух лет с даты внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности заключения, содержащего вывод о соответствии документации на техническое перевооружение, связанной с модернизацией или заменой технических устройств на указанных объектах, требованиям промышленной безопасности (при условии отсутствия информации о непроведении технического перевооружения на объекте).
- Осуществление юридическим лицом деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, утилизации пиротехнических изделий IV и V классов на основании лицензии (далее - деятельность, связанная с пиротехническими изделиями) при отсутствии у Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) сведений о наличии у этого юридического лица в течение более 30 календарных дней со дня получения такой лицензии (внесения изменений в реестр лицензий) лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности, дающей право осуществления работ в рамках лицензируемого вида деятельности по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, для деятельности, связанной с пиротехническими изделиями (при условии не поступления в течение указанного срока заявления о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности или внесении изменений в реестр лицензий в связи с дополнением сведениями о месте осуществления такого вида деятельности по адресу, указанному в реестре лицензий для деятельности, связанной с пиротехническими изделиями).

За отсутствие экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзор может приостановить работу на ОПО.


Информация с официального сайта Верхне-Донского управления Ростехнадзора:
28.01.2025 Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в ходе внеплановой выездной проверки по требованию Белгородской Прокуратуры в отношении опасных производственных объектов II и III классов ОА «Лебединский ГОК».
Установлено, что технические устройства эксплуатируются с грубыми нарушениями:
- отсутствует положительное заключение ЭПБ и другие нарушения требований промышленной безопасности.
За допущенные нарушения осуществлено административное приостановление деятельности 7 технических устройств и 2 подземных горных выработок сроком на 30 суток (Источник http://vdon.gosnadzor.ru/news/65/1267/).
Поэтому настоятельно рекомендуем организациям, эксплуатирующим ОПО следить за своевременным проведением экспертиз промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений.
     Кроме этого, обратите внимание, как я ранее писал в новостях с сентября 2024 года, введены в действие изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ. Среди наиболее важных изменений, требование о том, что при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности если фактический срок его службы превышает 10 лет, а не 20 лет, как в было ранее.

Отчет о производственном контроле за 2024 год в Ростехнадзор необходимо сдать до 1 апреля 2025 года


Напоминаю руководителям организаций, эксплуатирующих ОПО, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
__________
🔥Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности указаны в Приказе Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518 «Об утверждении Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
__________
‼️Несвоевременное или не предоставление отчета о ПК в Ростехнадзор может являться основанием для проведения внеплановой проверки ОПО либо наложением административного штрафа на юридическое лицо по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере 200-300 тысяч рублей.
За квалифицированной помощью в составлении отчета по производственному контролю за 2024 год можно обратиться на мой сайт https://prombez74.ru/.

Федеральный закон № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - разъяснения, косяки, проблемы. История и предпосылки создания.



В последнюю четверть двадцатого столетия произошел ряд крупнейших промышленно-производственных аварий, ставших причиной серьезной опасности для окружающей среды и человечества. Такие как Бхопальская катастрофа — крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в современной истории, произошедшая в результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide, в индийском городе Бхопал 3 декабря 1984, согласно официальным правительственным данным, в день аварии погибло 5295 человек. Также Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.  Пришло время понимать насколько глобальными могут быть последствия халатного отношения к такому вопросу, как промышленная безопасность.
            Критерии отнесения объектов к категории опасных на законодательном уровне впервые были установлены в Директиве Севезо в 1982 году. Под опасными объектами в Директиве понимаются объекты, на которых могут произойти крупные промышленные аварии. В качестве вероятных источников аварий рассматриваются опасные вещества, используемые в технологических процессах и установках. Под крупной аварией в Директиве понимается событие (крупный выброс, пожар, взрыв), происшедшее из-за неконтролируемого развития событий в ходе осуществления производственной деятельности, приводящее к серьезной (прямой или косвенной, на предприятии или за его пределами) опасности для человека и (или) для окружающей среды, связанное с наличием опасных веществ.
               В принятых в конце 80-х начале 90-х годов национальных и международных актах, содержащих критерии идентификации, был использован несколько иной подход к перечням веществ: указывалось лишь незначительное количество индивидуальных веществ, а в отдельной таблице представлялись группы веществ. Такой подход использован и в Конвенции ООН "О трансграничном воздействии промышленных аварий (Российская Федерация подписала Конвенцию Постановлением Правительства РФ от 10.03.1992 № 150).
Для установления критериев отнесения объектов к категории опасных по наличию на них опасных веществ за основу были приняты критерии, установленные Конвенцией ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий.Такое решение было принято учитывая то, что в 1992 году Конвенция была подписана Россией, в числе 72 других стран, что дало основания использования ее положений в российских законах.
               Сложившаяся ситуация, усугубленная стремительным развитием производства в разных отраслях, потребовала кардинального вмешательства со стороны государства. На протяжении нескольких лет рабочая группа, состоящая из ведущих специалистов в различных сферах деятельности, осуществляла разработку закона, регулирующего правоотношения в указанной сфере. Результатом работы стал законопроект, одобренный Государственной Думой 20 июня 1997 года. Так появился Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Кроме наличия опасных веществ, выделены также иные критерии отнесения объектов к опасным, основанные на использовании опасного оборудования и ведении опасных видов деятельности. При установлении этого критерия за основу взяты виды деятельности и технические устройства, надзор за которыми осуществляет Ростехнадзор.
В России понятие опасного производственного объекта содержится в статье 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
К опасным производственным объектам изначально относились предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:
1.           получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
2.           используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре воды более 115 градусов Цельсия;
 3.          используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4.           получаются сплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5.           ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Приведенная категоризация опасных производственных объектов сделана как на основе анализа мировой практики, так и на основе опыта и практики осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Проблематика. На мой взгляд принятие универсального закона, где под к опасным производственным объектам (ОПО) относятся не только взрывопожароопасные производства с признаками опасности 1,2,4,5 но и ОПО где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры которые не взрывоопасные и не несут больших материальных и финансовых потерь в случаи аварии. К слову, например определение ОПО для передвижного подъемного крана звучит неопределенно и однозначно. Тем не менее закон был принят и успешно применяется до настоящего времени.
В настоящее время в ФЗ-116 внесены порядка 36 изменений принятием разных федеральных законов. Тем не менее в законе до сих пор имеются юридические коллизии и неоднозначности трактования об этом я напишу позднее, разбив закон на отдельные элементы.

Ростехнадзор изменил нормативные требования



С 20 января 2025 года вступили в силу изменения в Приказ Ростехнадзора от 02.03.2021 N 81 «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности».
               Изменения касаются надзора в сфере электроэнергетики и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Ростехнадзор определил требования к охране опасных производственных объектов


25.12.2024 г. Ростехнадзором издан Приказ № 426 об утверждении Руководства по безопасности «Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц».
Приказ издан в развитие требования ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ -организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Организациям, эксплуатирующим ОПО, рекомендуется реализовывать меры по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц таким образом, чтобы они не препятствовали выполнению требований промышленной безопасности, требований к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, требований к обеспечению физической защиты на ядерных и радиационных объектах, а также иных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Вкратце руководство содержит:
- общие рекомендации;
 - организационные меры в системе физической защиты ОПО;
- рекомендации к комплексу инженерно-технических средств охраны (физической защиты) на ОПО;
- рекомендации к организации охраны ОПО;
Меры по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц, принимаемые организациями, эксплуатирующими ОПО, могут отличаться от рекомендованных, в том числе дополнять их.

Как сдать отчет по производственному контролю в Ростехнадзор в 2025 году


У организаций, эксплуатирующим опасные производственные объекты любого класса опасности осталась единственная форма взаимодействия с Ростехнадзором - это сдача отчета о производственном контроле.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
🔥Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности указаны в Приказе Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518 «Об утверждении Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
Поэтому все просто заполняете отчет по ПК в соответствии с формой указанной в Приказе Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518 и сдаете в Ростехнадзор с приложением всех необходимых документов. Форму отчета можно скачать на сайте Ростехнадзора Центрального аппарата либо территориальных органов Ростехнадзора.
__________
‼️Несвоевременное предоставление или не предоставление отчета о ПК в Ростехнадзор может являться основанием для проведения внеплановой проверки ОПО либо наложением административного штрафа на юридическое лицо по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в размере 200-300 тысяч рублей.

Новые правила регистрации экспертиз промышленной безопасности в Ростехнадзора


22.02.2025 года вступает в силу Приказ Ростехнадзора от 29.01.2025 №30 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра».
Приказ отменяет предыдущий приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. N 141 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности"
Основные разделы:
1. Настоящий Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги "Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра".
2. Услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации или на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и являющимися заказчиками экспертизы промышленной безопасности, а также их уполномоченным представителям, указанным в таблице 1 приложения N 1 к настоящему Административному регламенту.
3. Услуга должна быть предоставлена заявителю в соответствии с вариантом предоставления Услуги.
4. Вариант определяется в соответствии с таблицей 2 приложения N 1 к настоящему Административному регламенту исходя из общих признаков заявителя, а также из результата предоставления Услуги, за предоставлением которой обратился указанный заявитель.
5. Признаки заявителя определяются в результате анкетирования, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с настоящим Административным регламентом.
Новые правила регистрации экспертиз промышленной безопасности в Ростехнадзоре
Новые правила регистрации экспертиз промышленной безопасности в Ростехнадзоре

Новые правила регистрации экспертиз промышленной безопасности в Ростехнадзоре


22.02.2025 года вступает в силу Приказ Ростехнадзора от 29.01.2025 №30 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги «Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра».
Приказ отменяет предыдущий приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. N 141 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности"
Основные разделы:
1. Настоящий Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги "Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, а также исключение сведений из указанного реестра".
2. Услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации или на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и являющимися заказчиками экспертизы промышленной безопасности, а также их уполномоченным представителям, указанным в таблице 1 приложения N 1 к настоящему Административному регламенту.
3. Услуга должна быть предоставлена заявителю в соответствии с вариантом предоставления Услуги.
4. Вариант определяется в соответствии с таблицей 2 приложения N 1 к настоящему Административному регламенту исходя из общих признаков заявителя, а также из результата предоставления Услуги, за предоставлением которой обратился указанный заявитель.
5. Признаки заявителя определяются в результате анкетирования, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с настоящим Административным регламентом.
Ростехнадзор продлил действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах" до 1 марта 2025 г.
Ростехнадзор продлил действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах" до 1 марта 2025 г.

Ростехнадзор продлил действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах" до 1 марта 2025 г.


28.02.2025 года вступает в силу Приказ Ростехнадзора от 14.01.2025 № 4 О внесении изменения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2020 г. № 519 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах".
Приказ о продлении действия ФНП вышел в связи с тем, что действие данных ФНП должны были закончится 01 марта 2025 года, скорее всего не готов проект новых ФНП либо действующие ФНП отвечают всем современным требованиям и нет необходимости их изменять.

Неоднозначный ответ Ростехнадзора по численности работников организации, эксплуатирующей̆ опасный̆ производственный̆ объект

Неоднозначный ответ Ростехнадзора по численности работников организации, эксплуатирующей̆ опасный̆ производственный̆ объект

Неоднозначный ответ Ростехнадзора по численности работников организации, эксплуатирующей̆ опасный̆ производственный̆ объект

17.12.2024г. на сайте Ростехнадзора появилось разъяснение по вопросу:
Какова должна быть численность работников организации, эксплуатирующей̆ опасный̆ производственный̆ объект.
Согласно п. 7 Правил организации и осуществления производственного контроля соблюдения требований промышленной̆ безопасности на ОПО, утвержденных постановлением Правительства России от 18.12.2020 № 2168 (далее – Правила), функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются:
- на одного из заместителей̆ руководителя эксплуатирующей̆ организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией̆, реконструкцией̆, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией̆ и ликвидацией̆ ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой̆, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО (далее – работники эксплуатирующей̆ организации), составляет менее 150 чел.;
- на специально назначенного работника, если численность работников организации, эксплуатирующей̆ ОПО, составляет 150-500 чел.;
- на руководителя службы производственного контроля, если численность работников организации, эксплуатирующей̆ ОПО, составляет более 500 чел.
Таким образом, с целью выполнения п. 7 Правил, при расчете численности работников организации, эксплуатирующей̆ ОПО, учитываются только работники, осуществляющие вышеуказанную профессиональную деятельность. Иных работников, в том числе уборщиц, в данном случае учитывать не нужно.
Ответ Ростехнадзора неоднозначен и явно противоречит законодательству.
Опасный производственный объект – это предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону 116 (ч. ст. 2). Следовательно, ОПО это какие-то здания, участки и границами ОПО являются границы этих самых зданий, участков. Если уборщица убирает в помещении находящееся в границах ОПО, то разве она не является работником, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией̆ ОПО. Кроме того, в случае аварии либо инцидента на ОПО уборщица может пострадать в результате этой аварии(инцидента).
Я думаю Ростехнадзору надо более внимательней относиться к своим разъяснениям, либо давать более обоснованные ответы.

Вступают в силу нормативные правовые акты в сфере Ростехнадзора

Вступают в силу нормативные правовые акты в сфере Ростехнадзора

Вступают в силу нормативные правовые акты в сфере Ростехнадзора



Ростехнадзор предупреждает о вступлении в силу с 1 марта 2025 года нормативных правовых актов, совершенствующих порядок осуществления полномочий Ростехнадзора и изменяющих отдельные обязательные требования.


Вводятся в действие положения:
1) Федерального закона от 08.08.2024 № 295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080092), сокращающего сроки оказания государственных услуг по внесению заключений экспертизы промышленной безопасности и деклараций промышленной безопасности в соответствующие реестры;
2) постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 1410 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1661», оптимизирующего порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202410250044);
3) постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2024 № 1416 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2023 г. № 13», уточняющего отдельные нормы Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202410210021);
4) постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2024 № 1711 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 85», корректирующего отдельные положения Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412050029).
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2024 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080125) с этой же даты вступят в силу новые Правила обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядок проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234 (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411300002).
Одновременно:
1) вступит в силу приказ Ростехнадзора «Об утверждении Методики определения оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц при аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411300010);
2) начнет применяться подпункт 5 пункта 2 временных обязательных требований, применяемых при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 июля 2023 г. № 244 (требование о наличии договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО, http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308090004), действие которого было приостановлено приказом Ростехнадзора от 11.04.2024 № 126 (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404260018).

Вступают в силу нормативные правовые акты в сфере Ростехнадзора

С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в Положение об аттестации по промышленной безопасности


Изменения вносятся в Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённого постановлением Правительства РФ от 13.01.2023 № 13. Наиболее важных изменений семь.


1. Уточнили категории работников, обязанных проходить аттестацию.
В качестве работников, на которых возложено руководство производственной деятельностью при осуществлении видов деятельности, отнесённых к предмету регулирования законодательства в области промышленной безопасности ОПО и безопасности ГТС, указанных в подпункте «в» пункта 2 Положения, следует рассматривать инженерно-технических работников (ИТР).
2. Заявления об аттестации можно подписывать УКЭП.
Заявителям предоставлена возможность направлять в Ростехнадзор через Госуслуги или ЕПТ заявления об аттестации, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью.
3. Сократили сроки уведомлений.
С 5 до 3 рабочих дней сокращены сроки направления заявителю уведомлений о дате, времени и месте проведения аттестации и об оставлении заявления об аттестации без рассмотрения.
Аналогичный срок — 3 рабочих дня со дня составления протокола — определен и для случаев направления заявителю уведомлений о результатах аттестации и по результатам рассмотрения апелляции, оформленных в бумажном виде.
4. При подаче заявления через Госуслуги или ЕПТ аттестуют за 5 рабочих дней.
По заявлениям, поданным с помощью Единого портала госуслуг или Единого портала тестирования, аттестация в территориальных и ведомственных аттестационных комиссиях должна проводиться в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения заявления об аттестации (при этом не должен учитываться период со дня назначения даты проведения компьютерного тестирования до дня его проведения).
5. Ограничили срок аттестации:
• проведения тестирования — в течение одного рабочего дня;
• назначается дата проведения тестирования — в течение 10 рабочих дней со дня направления уведомления о дате, времени и месте проведения аттестации.
6. Тесты будет утверждать ЦАК Ростехнадзора.
Закреплено, что вопросы тестирования должны утверждаться центральной аттестационной комиссией, формируемой Ростехнадзором, и публиковаться на официальном сайте Ростехнадзора.



7. Изменения в Реестр аттестованных лиц, если есть опечатка или поменялось ФИО, будут вносить на основании реквизитов подтверждающих документов.
В заявлениях о внесении изменений в реестр аттестованных лиц или в ведомственный реестр в связи с изменением фамилии, имени или отчества работника, а также в случае обнаружения опечаток или ошибок, содержащихся в реестрах, потребуется указать реквизиты документов, подтверждающих соответствующие изменения. При этом необходимые коррективы в реестры должны быть внесены в течение 3 рабочих дней со дня получения такого заявления.

Вступают в силу нормативные правовые акты в сфере Ростехнадзора

Ростехнадзором дан непонятный ответ, противоречащий действующему законодательству по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств.

Вопрос
На нашем ОПО есть множество ТУ, которые участвуют в технологическом процессе. Вопрос следующий: нужно ли проводить ЭПБ абсолютно всем ТУ, задействованным при эксплуатации ОПО, к примеру насосу, который перекачивает обычную питьевую воду, используемую в технологии, или ЭПБ нужно проводить только тем техническим устройствам, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются опасные вещества, перечисленные в приложениях № 1 и № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ?
Ответ:
На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.
«В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»(далее ФЗ-116) насосу, который перекачивает обычную питьевую воду, машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности в случаях, установленных данной статьёй.
Данные положения Федерального закона распространяются в том числе на технические устройства, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта, не связанные с обращением опасных веществ, указанных в приложениях № 1 и № 2 к Федеральному закону.»
Ссылка https://www.gosnadzor.ru/news/67/14364/.
Данные ответ Ростехнадзора вроде правильный, но есть недосказанность и нет конкретного ответа на вопрос. Из ответа Ростехнадзора следует, что насосу, который перекачивает обычную питьевую воду необходимо проводить ЭПБ.
Из этого следует несколько возражений:
1. Насос не является техническим устройством, применяемом при эксплуатации опасного производственного объекта по следующим соображениям.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 1 ФЗ-116).
Однако, при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов(п. 7 Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов Приказ Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471). Как следует из вопроса, насос не обладает признаками опасности и, следовательно, не должен быть идентифицирован как техническое устройство, применяемое при эксплуатации опасного производственного объекта.
2. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (п. 13 Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности от 20.10.2020 N 420).
Довольно сложно ответить на вопрос какие требованиям промышленной безопасности распространяются на насос, который перекачивает обычную питьевую воду и не связан с обращением опасных веществ, указанных в приложениях № 1 и № 2 к ФЗ-116. Если взять во внимание Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов" Приказ Ростехнадзора от 07.12.2020 N 500, то там таких требований к данному насосу не указано. Следовательно, зачем проводить ЭПБ, если к объекту экспертизы не предъявляются требования промышленной безопасности.
Исходя из моего опыта – процесс проведения экспертизы промышленной безопасности в том виде как он происходит в настоящее время, превратился в формальную процедуру и не несет за собой каких-либо действий, которые могут повысить уровень промышленной безопасности на ОПО. Следовательно, при проведение ЭПБ такого сомнительного технического устройства как насос лишь при несет дополнительную и не нужную нагрузку на бизнес в виде финансовых затрат.

Made on
Tilda